Шипованные шины отличаются не только от «липучек», но и между собой. Дело не только в рисунке и глубине ламелей на поверхности покрышки, но и в конфигурации шипов. Именно поэтому зимние покрышки от разных производителей могут вести себя на дороге лучше или хуже. Если вы рассматриваете не липкие шины, а шипованные, купить их можно с расчетом на долгий срок эксплуатации, вопреки сложившемуся мнению о ненадежности шипов. Просто нужно выбрать шины с правильными шипами.
Шип состоит из сердцевины и основы. Сердцевина должна быть прочной, это и есть сам шип. А основа – легкой, чтобы издавать не очень много шума и не утяжелять колесо. В погоне за этими показателями, производители испробовали разные материалы для производства основы.
Разные основы шипа зимних покрышек
1. Алюминиевая получилась легкой, но недостаточно прочной.
2. Стальная – тяжелой и шумной.
3. Пластиковая основа шипа реализовала легкость, но плохо переносила низкие температуры.
4. Двусплавная стала оптимальным решением, т.к. хорошо переносит мороз, не издает много шума и устойчива к коррозиям.
Все знают, что зимние покрышки могут терять шипы. Чаще всего это происходит с элементами на однофланцевой основе. Двухфланцевые и многофланцевые шипы держатся в шине более надежно - их корпус снабжён дополнительными выступами, которые удерживают шип и дополнительно защищают шину от проникновения влаги и реагентов.
Сердечник шипа выступает наружу и именно от его формы зависит, насколько шины реализуют свой потенциал на дороге. Как будут маневрировать, держать сцепление и способствовать торможению. Можно встретить десятки разновидностей шипа: круглую, квадратную, треугольную, трапециевидную, шестигранную, трехлучевую, крестообразную. Но основными формами являются четыре:
Основные формы сердечника шипованных шин
1. Круглая. Это самая первая форма вставок. Такие покрышки раньше назвали шины, шипованные гвоздями. Купить их можно по низкой цене, они остались на рынке в самой бюджетной ценовой категории. К управляемости и торможению на круглых шипах много претензий.
2. Овальная форма сердечника – следующий этап эволюции круглого шипа. Площадь касания больше, торможение намного эффективнее. Зимние покрышки с овальными шипами – достойное решение, которое не следует совмещать с другими. Часто автомобилисты хотят сэкономить и замещают потери круглыми шипами. Пользы это не приносит. Наоборот, плохая сцепка круглых шипов не согласуется с качественной работой овальных. Управляемость и торможение значительно ухудшаются.
3. Четырехгранная форма – фирменная разработка Nokian. Хороший зацеп за счет острых ребер гарантирует качественное торможение и управляемость автомобилем при маневрировании на ледяных и снежных покрытиях. Автолюбители предпочитают заплатить больше, но купить шины, шипованные по патенту известного производителя.
4. Бриллиантовый шип. Эта форма от концерна Gislaved. Она родилась из овальной, и после деформации граней превращается именно в нее. То есть граненые шипы получают вторую жизнь в виде овальных. Шину можно дошиповать такими же, и использовать еще несколько сезонов.
Главная претензия, которую чаще всего можно услышать в адрес шипованных шин, – купить их для автомобиля, все равно, что купить коньки. Мол, машина при торможении на ледяной поверхности начинает просто ехать на шипах, вместо того, чтобы останавливаться. Но это происходит только при резком торможении, которое вызывает блокировку колес. В штатном режиме с правильным алгоритмом нажатия на педаль тормоза, шипы будут проявлять все свои положительные качества – и чем современнее у них форма, тем лучше.