Безопасная эксплуатация автомобиля напрямую зависит от исправности колес. Поэтому выбор и установка шин имеют определяющее значение. Обычно продажа шин резко растет в связи со сменой сезона. Соответственно, первое базовое деление шин – это «зима», «лето» и всесезонный вариант.
Летние шины
Легкий вес и жесткость материала – вот их главные достоинства. Затейливый рисунок протектора призван обеспечить эффективный отвод воды из-под колеса, когда оно попадает на мокрую поверхность.
Зимние шины
Их использование показано при пониженных температурах. Выше +10°, и такая резина размягчается, портится и быстро изнашивается. Соответственно сцепление с дорогой значительно хуже. Самые популярные в холодных регионах России шины – зимние шипованные. Это лучший выбор для зимы со снегом и льдом на дорогах. Второй вид зимней «обуви» для авто – так называемые липучки, фрикционные шины. Они хороши для низких температур в сухом климате.
Всесезонные шины
Данные покрышки созданы для теплой местности, где зима похожа на межсезонье, а лето длится большую часть года. В снежную зиму это сомнительный компромисс, если все дело только в том, чтобы купить шины недорого. Они однозначно будут вести себя хуже, чем специализированные летние и зимние.
Остальные характеристики шин заложены в буквенных и цифровых обозначениях на поверхности самой покрышки.
Разбираемся в маркировке
Для более точного понимания разберем маркировку шины на конкретном примере – 195/65 R15 91 T XL.
195 – ширина поверхности шины в миллиметрах.
65 – профиль в %. Это высота от отверстия в шине до верхнего края протектора, поделенная на ширину шины. Внимание! При увеличении ширины шины пропорционально увеличивается ее высота! Даже если в маркировке значение профиля остается неизменным.
Когда вы покупаете летние шины или любые другие, величина профиля может отсутствовать в общем коде - 195/R65. Это означает, что перед вами полнопрофильная покрышка с профилем 80% и выше.
R – это обозначение радиального корда, направленности кордовых нитей в каркасе шины. Бывает еще диагональный, маркируется буквой D.
15 – величина внешнего диаметра колесного диска, на который насаживается шина. Указывается в дюймах.
91 – показатель допустимой нагрузки. Этот индекс проставляется на каждое колесо и соответствует показателю в килограммах. В данном примере это 615 кг на каждое колесо автомобиля.
Индекс нагрузки | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |
Max. Нагрузка (в кг.) | 250 | 257 | 265 | 272 | 280 | 290 | 300 | 307 | 315 | 325 |
Индекс нагрузки | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 |
Max. Нагрузка (в кг.) | 335 | 345 | 355 | 365 | 375 |
387 |
400 | 412 | 426 | 437 |
Индекс нагрузки | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 |
Max. Нагрузка (в кг.) | 450 | 462 | 475 | 487 | 500 | 515 | 530 | 545 | 560 | 580 |
Индекс нагрузки | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 |
Max. Нагрузка (в кг.) | 600 | 615 | 630 | 650 | 670 | 690 | 710 | 730 | 750 | 775 |
Индекс нагрузки | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 |
Max. Нагрузка (в кг.) | 800 | 825 | 850 | 875 | 900 | 925 | 950 | 975 | 1000 | 1030 |
Индекс нагрузки | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 |
Max. Нагрузка (в кг.) | 1060 | 1090 | 1120 | 1150 | 1180 | 1215 | 1250 | 1285 | 1320 | 1360 |
Индекс нагрузки | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 |
Max. Нагрузка (в кг.) | 1400 | 1450 | 1500 | 1550 | 1600 | 1650 | 1700 | 1750 | 1800 | 1850 |
Т – информация о скорости. Чем цифра индекса больше, тем выше допустимая скорость автомобиля при использовании конкретных шин без вреда для их состояния. Такую маркировку содержат всесезонные шины, летние и зимние. Расшифровка происходит с помощью таблицы.
Индекс скорости | J | K | L | M | N | P | Q | R | S | T | U | H | V | VR | W | Y | ZR |
Max. Скорость (км/ч) | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 240 | >210 | 270 | 300 | >240 |
Американская система маркировки шин
Продажа шин американского производства подразумевает маркировку двумя способами, которые отличаются от европейской системы.
1 вариант. Перед привычным нам кодом 195/65 R15 ставится первая буква легкового или грузового авто: «P»-Passanger или «LT» - Light Truck.
2 вариант. Более простое обозначение параметров шины – 31х10,5 R15. Первые две цифры – это внешний диаметр и ширина шины в дюймах, остальные указывают на радиальную конструкцию и внутренний диаметр.
Дополнительная информация на боковине шины
XL или Extra Load – так маркируется усиленная шина. Ее показатели нагрузки будут на 3 пункта выше, чем у обычной шины такого же размера. Обратимся к таблице индексов нагрузки. Найдем, что 91 соответствует 615 кг. Если на шине рядом с индексом будет помечено XL или Extra Load, значит реальный предел нагрузки будет 670 кг (правее на 3 ячейки).
M+S (M&S) расшифровывается как Mud+Snow, то есть грязь и снег. Так маркируются всесезонные и зимние шины. Иногда аналогичное обозначение наносят и на летние шины. Но это не означает допуска на их использование зимой. M&S, в первую очередь, свидетельствуют об отличной проходимости колес, а не об их сезонных характеристиках.
All Season (AS) означает всесезонные шины.
Aw (Any Wether) – эксплуатация в любую погоду.
Пиктограмма в виде снежинки (*) говорит о том, что шину можно эксплуатировать в условиях суровой зимы. Знак отсутствует? Значит перед вами летняя покрышка.
Water, Aquacontact, Aquatred, Rain, Aqua или пиктограмма «зонтик» – спецшины для дождливой погоды.
Inside и Outside – эти надписи указывают, какая сторона у шины должна быть снаружи, а какая – внутри. Касается только ассиметричных шин.
RSC – аббревиатура от RunFlat System Component. Даже если в шинах полностью упадет давление, например, из-за прокола, на них можно преодолеть расстояние от 50 до 150 км. При этом скорость не должна превышать 80 км/ч. Буквенный код может отличаться у разных производителей: Nokian – Run Flat, Bridgestone – RFT, Goodyear – RunOnFlat, Michelin – ZP, Continental – SSR.
Rotation (может быть рисунок стрелки) – направленная шина. Значит, покрышку нужно устанавливать, учитывая направление вращения колеса.
Tubeless – шина без камеры. Если такой маркировки нет, перед вами классическая покрышка и без камеры ее использовать нельзя. Она может быть обозначена Tube Type. Это прямое указание на обязательное использование камеры.
Max Pressure – это предельная величина давления в шине.
Max Load – данные о максимальной нагрузке на одно колесо, в кг.
RF (Reinforced) – обычно стоят после диаметра шины в типоразмере (допустим, 195/70 R15RF). Обозначают, что шина усилена шестью слоями. Если вместо RF стоит С (195/70 R15C), то это 8-слойная шина для грузового авто.
Radial может быть написана вместо привычной R. Означает то же самое – радиальную конструкцию резины. О наличии металлического корда говорит слово Steel.
E (в круге) – полное соответствие европейским стандартам ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation) - стандарт качества США.
Temperature А, В или С – показатель термостойкости резины. А – самый высокий. Его подтверждают на специальных испытательных стендах, фиксируя состояние шины на высокой скорости.
Traction А, В или С – указывает на качество торможения шины на мокром дорожном полотне.
Treadwear - выражает относительный ожидаемый километраж пробега. Основывается на сравнении со специальным стандартным тестом США.
TWI (Tread Wear Indiration) – может сопровождаться стрелкой, т.к. эти буквы и есть указатель местонахождения индикаторов износа протектора автошины. Они размещаются по всей окружности шины в 6-8 местах и демонстрируют допустимый минимум глубины протектора. Индикатор выглядит как выступ на 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и находится в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).