Время работы магазина Екатеринбург
пн-пт: 10:00 - 20:00, сб-вс: 10:00 - 18:00
Екатеринбург
Нижний Тагил
Заказать звонок
Быстрый поиск
05.09.2019

Ни в одной другой автомобильной теме не скрыто столько эмоций. Сцепление шины с дорогой обсуждают, как обычно обсуждают природное явление. С примерами из школьного курса физики (кто как понял) и личной жизни (кто как ездит). И ни одной ссылки на массовые исследования, официальную статистику производителей или другие убедительные данные.

На самом деле спорить не о чем. Важно принять 3 основополагающих момента в качестве аксиомы, без доказательств.
Первое. В глобальном смысле на степень сцепления шины с дорожным покрытием влияет все. Размер колес, центр тяжести автомобиля, аэродинамика кузова, конструкция крыльев, состояние подвески, давление в шинах, температура воздуха, тип дороги, скорость ТС, состав/состояние резины. Абсолютно нереально провести достойные и объективные испытания для всех вариаций состояний автомобиля и окружающей среды. Поэтому высказывания производителя на эту тему –реклама. Если вы откликнитесь на слова о прочном сцеплении с дорогой и, например, захотите летом купить шины Yokohama в Екатеринбурге и сразу выехать на трассу, не удивляйтесь, если заявленное сцепление не оправдывает ожиданий. Вы на новых покрышках, а их связь с сухим асфальтом ниже, чем у притёртых.

Отсюда следует второе заключение. На сцепление шины с дорогой результативно (то есть измеримо) влияют три основных фактора: скорость движения, состояние покрышек (изношенность и состав), качество покрытия (асфальт, лед, мокрая дорога, грунтовая, снег). То есть одна и та же резина может показывать разную силу сцепления в зависимости от условий: дорожных и погодных. Данные, полученные с помощью динамометрических исследований, были обобщены в две таблицы. Первая определяет зависимость сцепления от качества покрытия дороги (данные из стандартного курса «Основы эксплуатации автомобильных дорог»). Вторая называется «Величина температурной поправки к коэффициенту сцепления», разработана в рамках ГОСТ 30413-96 и применяется для корректировки коэффициента сцепления. В общих источниках можно встретить массу гибридов этих таблиц. Например, вот такую.

 

Или таблицу, которая объединяет данные скорости автомобиля, возраста шины и влажности дороги.

При этом ни одна таблица не содержит условий, связанных с формой шин, маркой автомобиля и другими субъективными характеристиками. В расчет берутся только дорожное покрытие, качество резины и скорость движения.

Третий момент. Почему только три характеристики существенно влияют на сцепление шины с покрытием? Потому что в основе взаимодействия колеса с поверхностью дороги – трение. И то, какой будет эта поверхность (ровной, с водяной пленкой, с ледяной коркой и т.п.) – определяющий фактор №1. Какой будет покрышка (ровной, мягкой, твёрдой, липкой) – определяющий фактор №2. Все измышления на тему важности рисунка протектора или ширины шины – не более, чем притягивание посторонних фактов. На гоночные автомобили устанавливают максимально гладкую резину, и она уверенно держит спорткар на виражах. Но все происходит на идеально ровном асфальте. Заменим дорогу, будет другой результат. 

В итоге, как повлиять на сцепление шины с дорогой в конкретных условиях? 
1. Ставить на автомобиль качественную резину, не доводить ее до критического износа. В отзывах советуют разное. Вернемся к тому же примеру - купить шины Yokohama. В Екатеринбурге летом по свойствам сцепления у них может быть высокая оценка, а в Сочи – низкая. 
2. Проверять сцепление каждый раз, когда меняются условия: новые шины, дождь, снег, гололед. Подтормаживаем и понимаем, как ведет себя автомобиль.
3. Использовать в крайних ситуациях дополнительные средства, повышающие сцепление. Чаще всего они нужны зимой в экстремальных ситуациях: спреи для езды по льду, пластиковые/силиконовые/ металлически хомуты и цепи противоскольжения, песок на дороге.