05.02.2021
В описании к некоторым зимним шинам можно встретить словосочетание «европейская зима». Как это характеризует покрышки? Чем они отличаются от другой резины и можно ли такие шины использовать суровой русской зимой? Сегодня отвечаем на эти вопросы.
Летние колеса в мировых масштабах можно рассматривать как вполне себе универсальные (дороги в цивилизованных странах разнятся, но не критично). А вот купить зимнюю резину без оглядки на географию применения будет очень самонадеянным. Например, Париж и Екатеринбург по характеру зимы несравнимы. Да что там говорить, учитывая территориальный масштаб России даже Москва-Екатеринбург – довольно контрастная паhа городов в плане зимних условий.
По большому счету, покрышка для езды по дорогам со снегом и наледью – явление компромиссное. Она должна быть и мягкой, и управляемой, не дубеть в -30 и не размякать при +5. Но главную характеристику, обладать приемлемым сцеплением, усреднить невозможно. Поэтому в мире шин появилось такое понятие, как зимняя резина по территориальному типу. Это так называемые скандинавские шины для суровых зимних условий и европейские – для мягкой зимы и межсезонья. Что скрывается за этими пояснениями на самом деле?
1. Самое очевидное – рисунок протектора. Скандинавский тип – более агрессивный, с бо́льшим количеством ламелей, которые работают на усиленную сцепку со снегом и льдом. Геометрия поверхности покрышки – зубчатая, зигзагообразная, резко очерченная. За счет четких контуров и ступенчатого расположения блоков зимние шины, предназначенные для суровой зимы, конкурируют с шипованной резиной вполне на равных.
2. Переход от рисунка к боковине. В европейском варианте угол будет мягкий и скругленный, а в «северном» - с острой кромкой.
3. Состав смеси. Шина для мягкой зимы предназначена для климата с зимними температурами, которые в России принято считать в лучшем случае межсезонными. Поэтому «европейские» покрышки тверже, чем для скандинавских условий. Разницу легко представить, если иметь в виду такой факт: твёрдость зимней резины для Европы можно сравнить с некоторыми моделями дождевых шин.
4. Допустимая скорость. Логично, что разница в глубине рисунка протектора, жесткость/мягкость зимней резины влекут за собой разные рекомендации по максимальному скоростному режиму для «северных» и «южных» вариантов. На скандинавских шинах усредненный индекс скорости – от 160 до 190 км/ч. А вот на «европе» можно прокатиться с ветерком – 210-240 км/ч, но снова подчеркнем, только в определенных условиях.
Значит ли все перечисленное, что европейский тип шин не подходит для использования в России? Вовсе нет. В нашей стране такие покрышки довольно популярны. Кто их покупает?
- Жители европейской части страны и юга.
- Горожане из крупных мегаполисов, которые не пользуются автомобилем в снегопады и где очень хорошо чистят дороги.
Учитывая особенности мягкой зимы, которая похожа на позднюю русскую осень (от +15 до +5), лужи, мокрый снег, сухой асфальт, можно сказать, что в таком климате шины должны быть достаточно универсальны. То есть сцепные свойства на разных покрытиях в принципе работают, где-то больше, где-то меньше. Скандинавский вариант зимней резины более категоричен. Состав смеси, рисунок, форма, - все посвящено борьбе с температурой, снегом и гололедом.
Кстати, названия «скандинавская» и «европейская» зима совсем не означают, что, допустим, в Италии выпускают только шины для мягкого климата. Секрет русской зимы раскрыт, и у одного и того же бренда можно купить оба варианта зимней резины. Например, европейские:
Bridgestone blizzak lm005,
Michelin alpin 6,
Pirelli scorpion winter.
И те же бренды, но уже для самой настоящей зимы:
Bridgestone blizzak dm-v3,
Michelin x-ice snow,
Pirelli ice zero friction.