Кто, кроме русских знает, что такое русская зима, быстрая езда и загадочная душа? Конечно, финны. Климат определяет сознание, не меньше. На это делают ставку производители шин из Финляндии. И чаще всего выигрывают.
Практически все, кто хоть раз задавался целью проанализировать характеристики зимних колес от разных производителей, сталкиваются с разными мнениями владельцев. Но чем уже на этом этапе отличаются шины Nokian? Екатеринбург и другие уральские города со снежной зимой практически не выкладывают отрицательных отзывов о финских покрышках. Единичные мнения базируются либо на «ох, шумит так сильно на асфальте», либо на «все плохо, никому не советую». Оба варианта – из серии «лишь бы сказать», поэтому разбираемся сами. Почему советов купить шины Nokian явно больше, чем критики?
Немного истории, это важно, так как показывает путь производителя к сердцам российских автомобилистов. Компания Nokian Tyres – из старой гвардии, начала работу в 1898 году. Через сотню лет европейский рынок зимних шипованых шин себя исчерпал, и расти было больше никуда, кроме как в сторону России. Но тут народ не простой, и марка Hakkapeliitta – флагман финских производителей, оказалась достаточно дорогой, чтобы занять прочные позиции на колесах россиян. Концерн Nokian начал искать другие подходы. В любом случае, снега в Европе по-прежнему не было, шипованные покрышки стали запрещать во многих странах с хорошими дорогами, а в России – и зима в порядке, и дороги все еще «беда». Так стало возможным купить шины Nordman – бюджетный аналог элитной марки.
Однако полноценное производство на территории нашей страны появилось только в 2005 году. До этого финны пробовали запустить процесс в Кирове, применив только технологию. Не получилось. Следующая попытка организовать производство в Китае тоже оказалась неуспешной. В результате фирменный завод Нокиан был открыт во Всеволожске. Там финские технологии реализовывались уже с помощью финского же оборудования, стандартов и обученных рук.
Действительно, прообразом Нордмана стали шины Хакапелита. И, конечно, это совсем не недостаток, как иногда пренебрежительно акцентируют знатоки на форумах. Премиум-класс передал бюджетному Нордману все лучшее, на чем можно было разумно сэкономить: ошиповку с амортизацией, фирменный зацеп «медвежий коготь», рецепт резиновой смеси с правильными пропорциями и компонентами. За счет чего тогда удалось добиться экономии, чтобы купить шины Nokian смог средний россиянин? За счет переноса производства в Россию, замены некоторых ингредиентов в составе резины на синтетические, происхождение сырья.
Что получилось в итоге? Вполне добротные и действительно пригодные для российских условий покрышки. Особых исследований в этом направлении нет, поэтому в большинстве случаев эксперты опираются на данные испытаний автожурналов. Вывод – отличное поведение на снегу, в том числе укатанном, курсовая устойчивость на асфальте. Упреки – в сторону шума и торможения на льду. Опять-таки пользователи готовы поспорить с этим: «шумность» зимних шиповок Нордман многие вообще считают придиркой, а торможение и старт советуют проводить на нормальных оборотах. С «педаль в пол» и другие марки на льду не справятся.
Чем могут впечатлить летние шины Nokian? Екатеринбург, как и любой другой уральский город, летом переживает и «жаркую жару», и длительные дожди. В обоих случаях финские шины ведут себя адекватно. Сухой, мокрый асфальт, выдержка в резких маневрах, торможение – все на хорошо и отлично. С водой помогают бороться, правильнее, «работают» на осушение пятна контакта, мельчайшие каплеобразные полости на протекторе.
Популярность марки Нокиан и ее бюджетного Нордман в России вполне объяснима. И это не только ценник, громкое имя и маркетинговые приемы. «По делу» в этих покрышках вполне достаточно для того, чтобы соответствовать российским требованиям – и в душе, и на дорогах.