На днях поспорил с профессиональным водителем, что, кроме них, старой гвардии, никто параметрами колес особо не интересуется и даже не представляет, что там, кроме диаметра и надписи на боковине, может быть ценного. В доказательство пришлось неделю задавать вопросы про шины. Нижний Тагил и Екатеринбург в лице тридцати друзей и знакомых в красках расписывали, кто на чем ездит и какой диаметр – для настоящих пацанов.
Это, кстати, единственный параметр, который мгновенно называют все. У некоторых возникают затруднения с производителем. Еще больше «эээ, не знаю» с годом выпуска (сезон покупки помнят все, но году не придают значения). Ну, и никто не дал ответа про грузоподъемность. А знать ее все-таки надо.
Индекс грузоподъемности автомобильных шин
Индекс грузоподъемности – это максимальная нагрузка, которую сможет выдержать одна шина, установленная на колесо автомобиля. Приблизительно необходимый минимум можно вычислить самостоятельно, если разделить массу своей машины на 4. Но зачем неточные результаты, если индекс указан на боковине самой шины. Две цифры после диаметра колеса и есть код, который обозначает грузоподъемность. Это не килограммы, и не фунты. Значение расшифровывается с помощью специальной таблицы. В разделе легковых автомобилей коды начинаются с 62 (это 265 кг) и заканчиваются 125 (это 1650 кг).
Индекс грузоподъемности не зря стоит рядом с показателем максимальной скорости, который идет сразу следом. Он зашифровывается в буквы, которые также требуют сопоставления по таблице. Указанную нагрузку шины должны выдержать при максимально допустимой скорости. Если в нагруженном состоянии разогнаться сильнее, то аварии не избежать – покрышка может не выдержать и лопнуть.
Профи, с которым я затеял спор про кругозор водителей-любителей, занимается перевозками стройматериалов и всегда точно знает – сколько килограммов выдержат автошины. В Екатеринбурге - купить строительные смеси, довезти их до продавца в Нижнем Тагиле, подхватить, что получится, и вернуться в Екатеринбург. Такой маршрут выполняется через день, в постоянном режиме. Но шины на автомобиле менять чаще не приходится, потому что все по правилам – в соответствии с индексом грузоподъемности. Итак, как узнать, насколько можно нагружать свое авто?
Рассмотрите индекс грузоподъемности на шине и умножьте на 4 колеса. Потом из полученного числа нужно вычесть вес автомобиля с учетом всех жидкостей и предметов в нем (полного бака бензина, антифриза, омывающей жидкости, моторного масла, набора инструментов и огнетушителя, запаски). Далее снова вычитаем условный вес 5 взрослых человек (водитель и пассажиры) и в остатке получаем допустимую к перевозке массу.
Но все не так однозначно. Например, вы все посчитали, максимально загрузили машину, проверили шины. Нижний Тагил, например, – город с дорогами, далёкими от идеальных условий, в которых испытывает характеристики колес производитель. Плюс важно, где был размещен вроде бы дозволенный по массе груз. В багажнике? Значит практически всю нагрузку возьмут на себя задние колеса, да еще и на неровных дорогах. А это очень далеко от представлений конструкторов шины, которые определяли ее грузоподъемность. Именно для «всякого» случая производитель закладывает грузоподъемность на 10-30% больше, чем указано на покрышке. Но официально подтвержденных письменных данных в инструкции к шине или заявлениях брендов об этом нет.
Беспечность большинства водителей в отношении информации о грузоподъемности можно оправдать – они не очень часто перевозят действительно тяжелые грузы. Но полную машину родственников и стройматериалы в багажнике вполне можно считать риском, который хорошо бы сначала просчитать относительно распределения веса на колесо.
Ладно, если перегруз даст о себе знать сразу после загрузки и покрышка порвется на малой скорости в пределах города. Допустим, автошины в Екатеринбурге купить и переставить - не проблема. А на трассе разрыв колеса из-за превышения индекса грузоподъемности станет настоящей трагедией.