На бортах шины производитель указывает огромное количество информации в прямом и зашифрованном виде. От размерности и максимальной нагрузки до температурных показателей и предельного давления. Часть этих данных не представляет абсолютно никакого интереса для большинства покупателей - ни информационного, ни практического.
Самое главное, что входит в «джентельменский» набор» знаний о шине – ее диаметр, высота профиля, ширина покрышки. В принципе, этого достаточно, чтобы купить шины. Лето или зима определяют сезонность резины по умолчанию. Такую информацию, как индекс нагрузки, и скорости знают уже далеко не все автомобилисты. Дату выпуска шины – еще меньше. И это главный показатель того, что это не имеет глобального значения. В доказательство – 4 факта о дате выпуска шин.
Способ обозначения даты – уверенность производителей
Узнать, когда покрышка вышла завода, – легко. Найдите на ее боковине овал с цифрами внутри. Первая пара – это порядковый номер недели в году, вторая – год. 0517 – шина выпущена в начале февраля 2017 года.
На старых колесах могут встретиться 3 цифры. Первая и вторая также будут обозначать неделю, а третья – последнюю цифру года выпуска. Например, 108 – десятая неделя 1988 или 1998 года. Чтобы понять точнее, нужно изучить местоположение звездочек и пробелов в шифре. Такое кодирование старых шин объясняется просто – никто из производителей на тот момент не предусматривал эксплуатацию шин более 10 лет. Но в 2000-х все изменилось. Новые добавки в резиновую смесь, технологии, оборудование, репутация брендов, в конце концов, - и срок эксплуатации покрышек может даже превысить десятилетие.
Трехлетние шины со склада приравниваются к новым
Но это внутренние договоренности рынка, с перестраховкой. ГОСТ считает новыми шины до 5 лет. Производители дают гарантийный срок 5 лет с момента производства и практически не сталкиваются с рекламациями по этому поводу. В стандартном понимании:
- шина до 3 лет с момента производства в продаже приравнивается к новой по всем характеристикам;
- шины старше 3-х лет могут продаваться без скидки на складской возраст. Изъяны на шине, вызванные неправильным хранением, слишком очевидны, их не спрячешь. Это белесый цвет и трещины на поверхности.
Продавца мало заботит дата выпуска
Продавцы, действительно, редко интересуются датой выпуска. Главное – найти надежные шины и купить. Тагил, Екатеринбург, Челябинск, - во все города в глобальном смысле поставки осуществляют одни и те же дилеры. В накладных никогда не указываются даты производства, эта информация становится доступной только по факту прочтения на колесе. Поэтому если продавец и заинтересуется этой темой, то по конкретному поводу – в партии будет шина с изменённым цветом и дефектами на поверхности.
Купить шины на лето и зимний комплект мы приходим к продавцу, это конечное звено цепочки от производителя. Именно продавцу мы понесём случайно купленную просроченную шину и ему придется разбираться в этом с производителем. Если бы дата выпуска в пределах 5 лет действительно влияла на характеристики колеса, то продавцы бы трепетно следили за этим показателем.
Концерн Мишлен сообщил всему миру о том, что шина – это не бананы
Казалось бы, после кампании Мишлен, посвященной тому, что шины не могут испортиться, вопросы должны быть сняты. После серьезных исследований бренд пришел к выводам, что хранение покрышек даже при температуре +40 в течение 20 лет можно приравнивать к 40 000 км пробега, примерно 1,5 года использования авто. А 10 лет на складе при адекватных условиях сопоставимы с годом активной жизни колеса.
Неважно, где вы собрались купить шины. Тагил, Клермон-Ферран, Москва, Милан, Екатеринбург, – все продавцы будут едины во мнении: гораздо важнее правильно эксплуатировать резину, чем гоняться за «свежачком». Давление, перегруз, балансировка, высокие скорости – нарушение этих допусков самую свежую шину сделают непригодной за считанный месяцы.